МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕПодписан:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 "СКАЗКА"
ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНОЕ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснооктябрьская ул.,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
д.19 а", L=Тихорецк, T=Заведующая, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САД № 10 ""СКАЗКА"" ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № ДЕТСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022303186685, СНИЛС=01791616256,
10 "СКАЗКА" ГОРОДА
OID.1.2.643.100.4=2321011664, ИНН=232104401260,
E=sincova_i@mail.ru, G=Ирина Ивановна, SN=Синцова, CN="
ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 ""СКАЗКА"" ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН"
Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ Основание:
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-11-30 13:12:45
РАЙОН
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Положение
о тьюторе, сопровождающем образование (тьюторском сопровождении)
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении
детском саду № 10 «Сказка» города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о тьюторе, сопровождающем образование (тьюторском сопровождении)
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детском саду № 10 «Сказка» города
Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее Положение) регламентирует
деятельность тьютора МБДОУ № 10 «Сказка» г.Тихорецка (далее - ДОУ) в рамках создания
условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения,
воспитания и социальной адаптации на уровне дошкольного образования.
1.2.
Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от
17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования"»;
- приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в области воспитания"»;
- уставом ДОУ;
- локальными нормативными актами ДОУ.
1.3.
Основные понятия.
Тьютор - это педагог, обеспечивающий сопровождение различных форм коррекционноразвивающей и образовательной деятельности детей, а именно: участие в разработке и
сопровождении проектов, сопровождение адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (далее -АОП ДО) , индивидуальных образовательных маршрутов развития (далее ИОМ), организации процесса индивидуальной работы с воспитанников по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение процесса формирования
их личности и жизненно важных компетенций.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана на
взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают
индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует свои собственные
образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который помогает
поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная
траектория воспитанника с ОВЗ, инвалидностью. Индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие ИОМ, а также разработанный способ его реализации.
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения
-
2.1.Основной целью тьютора является
сопровождение воспитанников в
инклюзивном образовательном пространстве ДОУ, успешное включение ребенка с ОВЗ в среду
группы, ДОУ.
2.2.Задачи тьютора:
социализация дошкольников с ОВЗ (включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе);
создание
условий
для
индивидуализации процесса обучения (разработка и реализация
АОП ДО и (или) ИОМ);
формирование адекватной самооценки воспитанников и их родителей по вопросам формирования и
реализации образовательных и социальных навыков;
организация и стимулирование разных видов детской деятельности воспитанника, поддержка
инициативы и интересов детей с ОВЗ;
максимальное раскрытие потенциала личности ребенка;
педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников через:
выявление индивидуальных
особенностей,
интересов,
способностей,
проблем,
затруднений воспитанников;
подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации;
организацию участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, помощь
родителям в проблемных ситуациях;
организация психолого-педагогического сопровождения другими специалистами;
обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
2.3.Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
- организация и адаптация жизненного пространства: игрового места; места отдыха и других мест,
где бывает ребенок;
- выявление тьютором и воспитателем зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его
внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации
учебных пособий.
-
3. Функции тьютора
-
-
-
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:
диагностическая: сбор данных о воспитаннике методом наблюдения и методом практического
взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях,
задатках и предпосылках дальнейшего развития;
проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления, имеющихся у
воспитанников проблем и на основании этого, разработка средств и процедур тьюторского
сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи;
реализационная: сопровождение воспитанников с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов, в
образовательном пространстве ДОУ, реализация АОП ДО и ИОМ.
аналитическая: анализ и коррекция процессов реализации АОП ДО и ИОМ.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
-
-
4.1.Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифноквалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения
образования, рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума и может быть
реализована с помощью:
проектной технологии;
технологии группового и индивидуального консультирования;
информационных технологий.
Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии,
приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского
сопровождения.
4.1.1.Основные этапы тьюторского сопровождения:
– сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной другими
специалистами, медицинской картой, образовательным маршрутом);
- знакомство, установление контакта с ребенком и его семьей;
-наблюдение за поведением ребенка (дневник наблюдения);
-анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей (анализ полученной информации и
собственных наблюдений);
-совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального
образовательного маршрута (заседание ППк);
-решение поставленных задач (реализация ИОМ каждым специалистом);
-анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии (плановые и внеплановые заседания
ППк).
4.2.
Информационная деятельность:
информирование родителей о тьюторском сопровождении;
составление памяток родителям, воспитателям, специалистам по ликвидации существующих
проблем;
- формирование папки документов тьютора.
4.3.
Учебно-методическая деятельность:
- изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;
- составление графика работы с тьюторантом (группой);
- составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта;
- оформление дневников наблюдений тьютора;
- индивидуальные консультации с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями);
- ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском сопровождении;
- выступление на заседаниях районных методических объединений.
4.4.
Диагностико-аналитическая деятельность:
- формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении;
- отслеживание продвижения воспитанников;
- отслеживание итогов мониторинга.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки
зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред воспитанникам.
4.5.
В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы на учебный год;
- организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ;
- отслеживает еженедельное продвижение воспитанников через Дневник наблюдения.
4.6.
Трудовые действия тьютора:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений
воспитанников в процессе обучения и воспитания;
- организация участия педагогов в разработке ИОМ;
- педагогическое сопровождение воспитанников в реализации ИОМ;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- организация участия родителей (законных представителей) воспитанников в разработке и
реализации ИОМ;
- участие в реализации АОП ДО, воспитанников с ОВЗ;
- применение
методов педагогической диагностики для выявления индивидуальных
особенностей, интересов, способностей;
- осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими образовательных
потребностей, интересов;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам разработки ИОМ;
- реализация мер по формированию благоприятного психологического климата;
- выстраивание доверительных отношений с воспитанниками и его окружением в ходе реализации
ИОМ;
- контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ.
4.7.Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:
- тьютор закрепляется за группой воспитанников;
-тьютор закрепляется за одним воспитанником.
5. Права тьютора
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по
вопросамсовершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
5.2. Получать от администрации и работников ДОУ информацию, необходимую для
осуществления своей деятельности.
5.3. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей.
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
5.5.
Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции.
5.6. Совмещать основную должность с педагогической согласно условиям трудового договора.
5.7.
Участвовать в работе районных методических объединений.
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания условий
для развития личности воспитанников, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в
рамках своей компетенции.
5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов ДОУ, проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет.
6. Ответственность тьютора
-
6.1.
Ответственность регламентируется должностной инструкцией.
6.2.
Тьютор обязан:
принимать участие в разработке АОП ДО и ИОМ;
не реже одного раза в год предоставлять сведения специалистам ППк о сопровождаемом ребенке, об
изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами,
нравственными нормами;
сохранять конфиденциальность сведений;
защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
6.3. Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил
внутреннего распорядка ДОУ, трудового договора, за жизнь и здоровье детей во время
образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за
некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей – в соответствии с действующим
законодательством РФ.
6.4. Несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно - гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса тьютор
привлекается к ответственности, в порядке и в случаях, предусмотренных административным
законодательством РФ.
7. Взаимодействие с другими работниками.
7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР или
старший воспитатель.
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогами, учителемлогопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, медицинским работником, родителями
(законными представителями), администрацией ДОУ, а также сотрудничает со специалистами
учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности
тьюторанта.
8. Документация тьютора.
8.1.Документация тьютора включает в себя:
- график работы тьютора (на учебный год);
- циклограмма деятельности тьютора;
- адаптированная образовательная программа ребенка с ОВЗ и (или) индивидуальный
образовательный маршрут;
- журнал взаимодействия специалистов группы сопровождения;
- календарный план индивидуальной (групповой) работы с воспитанниками;
- дневники наблюдений;
- табель посещаемости;
- характеристика на тьюторанта;
- аналитические отчеты о результатах тьюторского сопровождения воспитанников за год.