МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
№ 10 "СКАЗКА" ГОРОДА
ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 "СКАЗКА"
ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснооктябрьская ул.,
д.19 а", L=Тихорецк, T=Заведующая, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 10 ""СКАЗКА"" ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022303186685, СНИЛС=01791616256,
OID.1.2.643.100.4=2321011664, ИНН=232104401260,
E=sincova_i@mail.ru, G=Ирина Ивановна, SN=Синцова, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 ""
СКАЗКА"" ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-11-30 13:11:27
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Положение
о порядке обучения по индивидуальному образовательному маршруту
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детский сад № 10 «Сказка» города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
Общие положения
1.1. Настоящее о порядке обучения по индивидуальному образовательному маршруту в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10
«Сказка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее –
Положение) в МБДОУ № 10 «Сказка» г. Тихорецка (далее - ДОУ) разработано в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки России от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Конвенция о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей от
13.12.2006 г;
- Приказ Минтруда России №528-Н от 31.07.15г « Об утверждении Порядка разработки и
реализации индивидуальной программы»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», (далее
– СанПиН),
- Уставом ДОУ
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ) в
ДОУ.
1.3. Под ИОМ в ДОУ понимается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ
(с тяжелыми нарушениями речи) (далее – АОП ДО) на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как
персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного
потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно –эстетического, физического развития.
1.4. Цель ИОМ в ДОУ – это создание условий, способствующих развитию личности ребенка,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей, а так же
реализация индивидуальных особенностей развития и обучения, открытие новых перспектив в
усвоении АОП ДО, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей;
стимулирование индивидуальных возможностей ребенка с активным привлечением родителей в
образовательную деятельность.
1.5. ИОМ является составной частью АОП ДО и призван: обеспечить учет индивидуальных
особенностей образования отдельных категорий детей, в том числе детей-инвалидов, детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обеспечить освоение АОП ДО детьми
при наличии трудностей обучения; создать благоприятные условия развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
1.6. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям СанПиН -2.4.1.3049-13.
1.7. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после проведения педагогической и
психологической диагностики воспитанника на один учебный год и призван:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ);
- способствовать усвоению ребенком адаптированной образовательной программы
дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение
относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка;
- оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья.
1.8. Координацию работы по ИОМ осуществляет психолого-педагогический консилиум
(далее –ППк) в рамках Положения о ППк.
1.9. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляют педагогические сотрудники ДОУ в
рамках образовательной деятельности.
1.10. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
1.10. Работа по разработке и осуществлению работы по
ИМО отвечает
следующим принципам:
1) Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к
усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование
индивидуальной траектории развития ребенка;
2) Принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру.
Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно
опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок,
обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями,
выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это
позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство
(формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
3) Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа
предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании
уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать
ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное,
что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного
ребенка при соответствующих условиях.
2. Цели и задачи Положения
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в
ДОУ на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут – учебный план, обеспечивающий освоение
АОП ДО на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи настоящего Положения:
1) Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ обучение по
индивидуальному образовательному маршруту.
2) Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на
уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями.
3) Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям
государственного образовательного стандарта.
4) Определение ответственности педагогических работников ДОУ при обучении по
индивидуальному образовательному маршруту.
3. Организационные механизмы
3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения
права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по ИОМ;
- выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для
разработки ИОМ;
- организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта;
- работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического
коллектива ДОУ при разработке и реализации ИОМ.
4. Последовательность действий участников образовательных отношений
при составлении ИОМ
4.1. По результатам мониторинга в течение учебного года педагогический работник
представляет на заседание пихолого-педагогического консилиума (далее – ППк) кандидатуры
воспитанников, требующие реализации АОП ДО по ИОМ.
На заседание ППк педагогическим работником предоставляется также:
- основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
- возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ;
- планируемые результаты ИОМ, сроки.
4.2. По итогам заседания ППк родители (законные представители) воспитанников
информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в
соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными
настоящим Положением.
4.3. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять
обучение ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту, в дошкольном
образовательном учреждении разрабатывается индивидуальный учебный план в соответствии с
настоящим Положением.
4.4. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным
представителям) воспитанника ознакомиться с:
- с АОП ДО;
- с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным планом;
- с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации;
- с занятиями, формами работы с ребёнком, включенными в ИОМ.
4.5. На любом из этапов подготовки ИОМ с родителями (законными представителями)
воспитанника проводятся все необходимые консультации с соответствующими специалистами
дошкольного образовательного учреждения.
4.6. После согласования окончательный вариант ИОМ утверждается руководителем ДОУ.
47. Срок согласования и утверждения ИОМ не должен превышать 12 рабочих дней со дня
заседания ППк и утверждение кандидатур, а именно:
- согласование ИМО с педагогическими работниками и родителями – 10 рабочих дней;
- утверждение руководителем – 2 рабочих дня.
4.8. Выбор занятий, форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с
учётом личностных особенностей воспитанника, а так же с учётом особенностей конкретного
ИОМ.
4.9. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года, должны быть
согласованы с председателем ППк, педагогом-психологом, учителем-логопедом, заведующим
ДОУ.
5. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление
6.1. Реализация ИОМ в ДОУ является обязательным для воспитанников, требующих
индивидуального подхода, а, именно, для детей-инвалидов.
6.2. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется педагогическим работником и
предоставляется на заседание ППк по окончании срока его реализации.
6.3. ППк выносит резолюцию о завершении ИОМ или его продолжении. Решение ППк о
необходимости продления срока ИОМ обязательно для исполнения педагогическими
работниками.
7. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольного образования
7.1. ИОМ является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение АОП ДО на
основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного воспитанника, в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
7.2. ИОМ разрабатываются с участием родителей (законных представителей) воспитанника.
7.4. Формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
определяет
дошкольное
образовательное учреждение.
7.5. В целях обеспечения индивидуальных потребностей воспитанников ИОМ
предусматривает время:
- на увеличение времени, отведенного на образовательную деятельность в режиме дня,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения);
- на ведение занятий, обеспечивающих различные интересы воспитанников.
7.6. При разработке ИОМ участники образовательных отношений руководствуются
требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, основываясь на совокупности образовательных областей, которые обеспечивает
разностороннее развитие детей, а именно:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
7.7. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольного
образования должны соответствовать условиям реализации
образовательной программы
дошкольного образования, установленным федеральным государственным образовательного
стандарта дошкольного образования.
8.Ответственность
8.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных
отношений в порядке установленном действующим законодательством.
8.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ
является педагог-психолог.
Он обеспечивает:
- организацию работы в ДОУ по информированию родителей (законных представителей)
воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по ИОМ;
- организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
- организацию работы с педагогическими работниками ДОУ по составлению и реализации
ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
- контроль за соответствием ИОМ федеральным государственным образовательным
стандартам;
- контроль за реализацией ИОМ;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и
реализации ИОМ;
- организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в ДОУ;
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
- анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и представление его
результатов на педагогическом совете ДОУ.
Руководствуется в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере
образования;
- приказами и распоряжениями руководителя ДОУ;
- уставом ДОУ и принятыми локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.